Что такое ISO
Слово ISO образовано от греческого слова isos, что значит «равный», которое служит приставкой iso- и встречается в совокупности терминов, таких как «изометрия» (равное измерение или размеры) и «изономия» (равенство закона или людей перед законом).Название «ISO» употребляется во всем мире для обозначения Международной организации по стандартизации — «International Organization for Standardization». ISO учреждена в 1947 г. и является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире.
Что такое ISO 9000
Первая версия системы стандартов ISO 9000 была разработана в 1987 г., в основу которых был положен стандарт Британской организации по стандартизации, который в свою очередь берет начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL-Q-9A58, принятых в 1959 году министерством обороны США. По существу эти стандарты содержали требования наличия системы обеспечения качества у подрядчиков Пентагона. В 1994 г. технический комитет ISO (ISO/TC 176) на основе анализа предложений национальных организаций, опыта применения стандартов ISO серии 9000 версии 1987 года в различных странах мира и сферах деятельности завершил пересмотр стандартов. В состав семейства стандартов ISO серии 9000 версии 1994 года вошли более 20 стандартов и документов. В декабре 2000 года вступила в силу новая версия стандартов ИСО 9000:2000. Семейство стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года представляет собой семейство взаимосвязанных стандартов, разработанных с целью помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК).
Серия ИСО 9000 состоит из:
- ISO 9000:2005 — «Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь.»
- ISO 9001:2008 — «Системы менеджмента качества. Требования.»
- ISO 9004:2009 — «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению характеристик деятельности.»
- ISO 19011:2011 — «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.»
Что такое ISO 14000
Первые документы этой серии были разработаны в 1986 году Техническим комитетом ISO/TC 207. Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации. Поэтому центральным документом считается ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Если национальные и международные законы, нормы и стандарты ориентируют компании на выполнение обязательных требований по охране окружающей среды и в области профессиональной безопасности и охраны труда, то стандарты ISO 14000 и OHSAS 18000 ориентируют компании на выполнение не только обязательных требований, но и на выработку эффективных мероприятий, направленных на сбережение природных ресурсов и постоянное снижение вредных воздействий на окружающую среду и персонал предприятия. Стандарты ISO 14000:2004 и OHSAS 18001:2007 применимы для любой организации и строятся на модели PDCA, основанной на концепции непрерывного совершенствования.
OHSAS — Occupational Health and Safety Assessment Series — стандарт по системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
Система Менеджмента Качества — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству. Главная задача СМК — не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков).
- Улучшение качества продукции/услуги;
- Улучшение удовлетворенности требований потребителей;
- Повышение лояльности потребителей, ведущее к повторению бизнеса и хорошим отзывам;
- Возрастание прибыли и доли рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка;
- Увеличение удовлетворенности требований общества;
- Увеличение удовлетворенности требований поставщиков;
- Увеличение гибкости и быстроты согласованных совместных откликов на изменения рынка между организацией и поставщиками;
- Создание доверия основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации;
- Использование процессного и системного подходов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
- Улучшение качества процессов;
- Повышение производительности;
- Снижение затрат и ресурсов, их оптимизация и сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсов;
- Расширение рынка;
- Возросшее конкурентное преимущество благодаря улучшению возможностей организации;
- Завоевание международного признания;
- Предотвращение (минимизация) непредвиденных финансовых и моральных потерь в случае форс-мажорных обстоятельств;
- Повышение производственной и финансовой дисциплины;
- Увеличение удовлетворенности требований персонала;
- Вовлечение персонала в работу по качеству, увеличение его приверженности идее качества;
- Улучшение понимания персоналом целей и задач организации, лучшее его мотивирование и большая ответственность за собственные результаты;
- Большее стремление работников участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
- Улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством;
- Увеличение роли лидерства, приводящее к постоянному улучшению качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
- Создание комфортного психологического климата в компании;
- Увеличение удовлетворенности требований владельцев и других заинтересованных сторон и др;
- Механизм для демонстрации ответственности перед заинтересованными сторонами, а это:
- Более высокая степень доверия со стороны представителей надзорных органов и соответственно возможность уменьшения объема инспекционных проверок.
- Лучшее соответствие требованиям законодательных норм и правил
- более выгодные ставки страхования;
- лучшая инвестиционная привлекательность компании;
- демонстрация финансовой и производственной стабильности.
Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1. |
Ориентация на потребителя |
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. |
2. |
Лидерство руководителя |
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. |
3. |
Вовлечение работников |
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. |
4. |
Процессный подход |
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами. |
5. |
Системный подход к менеджменту |
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. |
6. |
Постоянное улучшение |
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель. |
7. |
Принятие решений, основанное на фактах |
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. |
8. |
Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. |
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000